Как простым способом добавить адаптивность в классическое зажигание.

 

Классическое зажигание даже после тюнинга требует последующей подстройки главным образом из-за разного качества топлива, а также многих других факторов, таких как температура воздуха, настройки карбюратора и т.д. (см. 1-условие ) Качество топлива в большей степени сдвигает зону детонации, а остальные параметры сдвигает всю характеристику опережения зажигания. Зона графика детонации схожа с квадратичной характеристикой и оказывает свое влияние в диапазоне от 1000 до 2500 оборотов в минуту. Получить квадратичную характеристику, в заданном диапазоне, от центробежного регулятора не возможно и поэтому настройка центробежного регулятора имеет большую погрешность.

Перечисленные недостатки центробежного регулятора можно уменьшить, если поручить формирование квадратичной характеристики электронике и такие схемы не нужно придумывать, они давно известны. Это октан корректоры (ЭК-2 на пример) с формированием квадратичной характеристики в диапазоне от 1000 до 3000 оборотов. Избавившись от необходимости обходить зону детонации, используя корректор, теперь можно более точно настроить ЦР. Но даже после этого все равно необходимо корректировать положение характеристики ЦР. Но и здесь не нужно ничего придумывать, так как корректоры, которые линейно сдвигают всю характеристику ЦР., применялись еще раньше. Здесь необходимо вспомнить, почему в свое время отказались от линейных корректоров, и перешли на использование квадратичных.  Все корректоры использовались для устранения детонации, а линейный корректор, сдвигая всю характеристику, уменьшал экономичность и мощность не в зоне детонации примерно на 10%.

 

 

Я предлагаю использовать оба корректора, для классического зажигания превращая его, таким образом, в адаптивно (но в ручную)  управляемое. Для этого необходимо включить корректоры последовательно, сначала линейный и за ним квадратичный. Затем настроить ЦР. по графику 2 (рис. 1) , далее сдвигаем всю характеристику на 5 градусов в сторону опережения. Настраиваем линейный корректор на максимальный сдвиг 10 градусов и устанавливаем регулятор на 5 градусов задержки, получая возможность регулировки от начального положения (график 2 рис. 1) в обе стороны по пять градусов. Теперь при помощи линейного корректора регулируем общую характеристику ЦР.  для максимального совпадения с оптимальным УОЗ (см. Рис1). Лучше всего это делать не в зоне детонации, а в области от 3500 до 5000 оборотов в минуту. При помощи квадратичного корректора избавляемся от детонации. При чем начальное положение квадратичного регулятора также должно быть где то по середине из-за того, что ЦР. настроен по оптимальному значению УОЗ и не обходит зону детонации. Общая  характеристика, при среднем положении обоих регуляторов, должна иметь вид графика 5 (рис. 1). Общая  характеристика, при среднем положении линейного регулятора и максимальном квадратичного регулятора, должна иметь вид графика 8 (рис. 1).

 

 Используя оба регулятора, водитель во время движения сможет оперативно управлять характеристикой УОЗ, адаптируя ее к изменяющимся условиям, регулируя по необходимости нужную часть характеристики (а не всю характеристику в целом, при этом выигрывая на одном участке характеристики и проигрывая в другом). Эти регулировки могут достичь погрешности менее 2 градусов. Вспомним, что изменение на один градус УОЗ в близи оптимальных углов дает прибавку более 2% (Рис. 2) и, регулируя ступенями УОЗ (по 2 градуса) легко заметить 5% прибавку мощности. Приобретая опыт в регулировке УОЗ, вы в скором времени, учитывая изменяющиеся факторы, будете заранее знать, куда и на сколько градусов изменять УОЗ. О том, как адаптировать вакуумный регулятор есть ссылка. Отмечу только, что величина корректировки зависит от настройки карбюратора и поэтому если с целью экономии был зажат карбюратор, то и вакуумный регулятор должен иметь увеличенный диапазон регулировки УОЗ. 

 

Для надежного запуска холодного двигателя можно подключать дополнительно схему много искрового режима. Так как трудно спрогнозировать момент возможного поджога из-за неопределенности состава смеси и увеличивая время и количество искровых разрядов, увеличиваем вероятность поджога пропорционально количеству дополнительных разрядов.  

 

Дальнейшее усложнение схемы не целесообразно и при желании увеличить точность регулировок необходимо перейти на цифровое управление с помощью микропроцессора. Цифровое управление позволит легко ввести дополнительные регулировки на ХХ и в

 режиме запуска. Данная идея реализована в ОКТАН-4, но там нет возможности подстраивать величину корректировки характеристики УОЗ по частям и тем более на ходу. Но так как ОКТАН-4 реализован на процессоре то для придания ему новых свойств достаточно написать другую программу в отличии от  БЗМ где для смены алгоритма работы необходимо менять принципиальную схему (на аналоговой базе возможна реализация только простых алгоритмов).

 

Общим недостатком описанных способов управления УОЗ есть наличие ЦР, со всеми присущими ему недостатками. Тем более при цифровой реализации управления УОЗ в первую очередь необходимо исключить ЦР, а во вторую и вакуумного регулятора, используя датчик абсолютного давления.

Ранее предполагалось, что детонацию легко услышать и, полагаясь на слух, выставить квадратичный корректор. В некоторых случаях это невозможно из-за хорошей звукоизоляции или при преобладании других шумов. В этом вам поможет индикатор детонации, а иначе будет, так как описано в инструкции для иномарки – «если вы залили не качественный бензин и не заметили этого, то у вашей машины деформируется головка цилиндров – приготовьте 2500 долларов на новую головку». Как сделать индикатор детонации читайте здесь.

 

Предостережение.

Не нужно увлекаться ездой на низко октановом бензине. В связи с тем, что УОЗ для этого случая должен проходить ниже зоны детонации, а это на много ниже оптимального УОЗ, соответственно увеличится расход бензина при одновременном уменьшении мощности. Кроме того, более позднее зажигание может привести к поломке двигателя из-за более высокой температуры выхлопных газов. При вынужденной поездке на низко октановом бензине старайтесь держать обороты двигателя в зоне оптимальных УОЗ (выше 3000). 

 

 

Редактирование не закончено.

 

 

 

Ссылки с полезной информацией  по теме.

 

 

КОРРЕКТОР УГЛА ОЗ.

Об умеренной форсировке моторов.

Усовершенствование октан-корректора.

Методы и технические средства исследований

РЕГУЛИРУЕМ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ ЗАЖИГАНИЯ.

О специальной доработке распределителя зажигания.

 

Путеводитель по теме зажигание

Домой



Hosted by uCoz