Практический анализ принципиальной электрической
схемы электронного зажигания БЗМ-В Михайлова.
Схему зажигания БЗМ-В Михайлова можно посмотреть здесь.
Лирическое отступление.
Все статьи, написанные до этого, основывались на чисто теоретических предположениях сделанных на основе анализа аппроксимируемых функций по приведенным самим Михайловым рисункам углов опережения зажигания. Это единственное, что можно было исследовать, (ни образец, ни схему на тот момент я не имел) так как о действительных особенностях зажигания БЗМ-В Михайлов упорно умалчивал, а все остальные рассказы о БЗМ-В вызывали как минимум удивление. Все вопросы по поводу своего зажигания Михайлов упорно не замечал, намекая на коммерческую тайну своего изобретения.
И только после моей публикации Михайлов рассказал об алгоритме работы БЗМ, тем самым полностью подтвердив мои теоретические выводы.
К сожалению теория воспринимается с недоверием, если в ней досконально самому не разобраться, а это не так просто, нужно время и терпение. Да еще есть такой закон Мескимена - первый закон спора: «Никогда не спорьте с дураком люди могут не заметить между вами разницы».
Поэтому естественно в конференции появились следующие реплики;
«Я
потребитель и мне не надо дотошных математических изъяснений за и против. Это
же бред.»
«Все должно быть понятно на
пальцах.»
«Здесь все ждут, чтобы кто на
пальцах пришел и объяснил...»
Поэтому ниже я дам практический анализ принципиальной электрической схемы электронного зажигания БЗМ-В Михайлова, без всякой теории.
А пока отвечу на вопрос из конференции, который повторялся не раз:
Или: «Алекспрофес вносит в эту систему дополнительный полюс, срывая устойчивость. Цель непонятна.»
Цели нет, просто я сначала обиделся, а потом меня заело.
Обиделся на то, что сам чуть было не купил БЗМ.
Заело, что когда я понял с чем имею дело и поделился с другими своими
выводами, но мне возразили: «Ну что ты, как ты можешь сомневаться, ведь у
Михайлова столько изобретений и званий».
И тут я не удержался и сделал аппроксимацию функций по графикам, а
затем все это выложил на сайте.
Смотрите, король то голый!
Перед началом анализа
вспомним некоторые моменты.
После «3 статьи - Характеристики углов
опережения зажигания, алгоритмы адаптивной и других систем зажигания», (Цитата из статьи: «Вычислить функции
возможно, имея принципиальную схему. Но, увы, схемой никто не поделился.
Продолжим уточнять аппроксимацию по
рисункам Михайлова и для этого объединим три рисунка …После уточнения, точность
прежнего результата увеличилась в три раза, и среднее значение ошибки составило
0.5 угловых градуса».) меня завалили схемами, поэтому прошу более схем не
высылать. А тем, кто выслал большое спасибо.
Посмотрев на это убожество (схему), я потерял всякий интерес к этой теме и поэтому ни как не мог закончить свои статьи. Да и народ успокоился, нет больше вопросов, да и конфа замолчала (не считая некоторую перепалку по поводу работы ДВС на оборотах ниже ХХ). Поэтому я и решил, что все всем ясно и заканчивать статью не обязательно.
Теперь попробую объяснить все на пальцах.
И не теоретически по рисункам УОЗ, а практически, анализируя схему БЗМ. Интересно как точно теория соответствует практике. И я понимаю, что 90% ни в какие теории не верят, Попробуй во всем этом разберись, а может вообще в какой то формуле ошибка и вся теория не верна? И времени как всегда не хватает, на все это. А вот если на пальцах - тогда конечно все поймут.
1)
Для начала определю, что анализировать не нужно, так как это
стандартные схемные решения которые всем давно известны.
А) Схема питания
не силовой части – это несколько транзисторов, трансформатор, диоды,
конденсаторы. Мультивибратор, нагруженный на трансформатор, далее выпрямитель с
выходом +15 и –15 вольт. (C1-C8, R1-R5, VT1-VT3, TR1)
Б) Схема управления реле экономайзера ХХ. – это операционный
усилитель и два транзистора. (C19, R51-R60, DA2, VT7-VT8)
В) Схема силовых ключей для двух катушек зажигания – это два мощных транзистора управляемыми двумя таймерами. Таймерами управляет триггер, а триггером операционный усилитель который формирует на входе D триггера сигнал выбора нужной катушки зажигания по сигналу (M1,M2) с датчика положения КВ. (C18, C20-C31 R63-R82, DA2- DA4, DD1, VT9, VT10)
Г) Схема усилителя сигнала с индуктивного
датчика – это два транзистора в микро
сборке и операционный усилитель с коэффициентом усиления 10. Ничего интересного
– просто усилитель. Правда в разных схемах разные элементы и соответственно
разный коэффициент усиления, но суть не меняется. (R6-R13, DA1, VT4, VT5)
Теперь, когда отброшена вся стандартная схема, которая
присутствует в любом электронном зажигании, можно рассмотреть и
проанализировать, суть Михайловского изобретения и как реализованы те
замечательные функции П И Д, о которых так
абстрактно он рассказывает.
А для анализа осталось всего ничего, (для тех, у кого нет перед глазами схемы, поверьте на слово) четыре операционных усилителя, чуть конденсаторов (6 штук) и остальное резисторы.
АНАЛИЗ.
1) Цитата Михайлова:
«a. П - регулятором задаем наклон нарастания угла опережения зажигания».
Далее он объясняет, что это есть прямая линия.
Схема
П - регулятора реализована на одном операционном усилителе как линейный
преобразователь частоты (сигнал от тахогенератора TG) в напряжение.
2) Цитата Михайлова: «b. И - регулятором задаем постоянную времени, чтобы запомнить для системы управления прошлую жизнь по циклу или циклам ДВС, интегральное управление (туда попадает все поведение автомобиля с его вращающимися и движущимися массами).»
Схема
И- регулятора реализована на одном конденсаторе и нескольких резисторах (схема
интегрального сумматора) , а в качестве усилителя всего этого служит
операционный усилитель. На вход этого сумматора поступает сигнал с И –
регулятора, сигнал (START) включения стартера, сигнал
(SW) с переключателя качества топлива (76/93) и несколько
построечных резисторов, при помощи которых все это можно двигать туда сюда.
3) Цитата Михайлова:
«c. Д - регулятором задаем величину коррекции угла опережения на этапе
движения поршня к ВМТ от любых возмущающих воздействий (количество топлива,
мгновенные возмущения трансмиссии). Следует особенно отметить, что в системе
независимо измеряется две производных».
Схема
Д - регулятора реализована на двух операционных усилителях (по дифференциальной схеме) включенных
последовательно. На вход подается сигнал с схемы усилителя сигнала индуктивного
датчика через RC НЧ фильтр, с частотой
среза 10 килогерц.
Вот и все!
Все єто подается на уже известный нам триггер.
Как вам понравилась АВМ - состоящая из одного сумматора, одного линейного преобразователя (частота – напряжение) и двух дифференциальных усилителей?
А сколько вокруг этого поднято шума летящими самолетами и пыли мчащимися танками, в то время когда космические корабли бороздят просторы!
Сравним с теорией.
Цитаты с моих чисто теоретических выводов сделанных после аппроксимации и анализа функций, по графикам опережения зажигания.
1) Алгоритм на столько проще самих объяснений, что его
реализовали в аналоговом виде на операционных усилителях, резисторах и
конденсаторах. И тем более секунды тут не угадываются, рабочая полоса
усилителей должна быть шире 100 Мгц.
2) Всю прошлую жизнь возможно запомнить в аналоговой форме, каким ни будь
конденсатором?
3)
Д - регулятор, наверняка, должен иметь еще более объемный код, чем предыдущий.
Все еще проще - количество топлива, мгновенные возмущения трансмиссии,
детонация, и т.д. обрабатываются в аналоговом виде двумя дифференциальными
усилителями!
4)
Юстировки и подбор характеристик, скорее всего, производятся подстроечными
резисторами. Теперь можно сказать, что примененный метод анализа дал точный
результат, и нет там ни каких алгоритмов адаптации. Просто автор БЗМ-В,
добросовестно заблуждаясь или преднамеренно, перепутал понятия, назвав жестко
заданные передаточные функции адаптивным алгоритмом управления.
А теперь скажите, в чем я
был не прав?
Александр.
Путеводитель по теме зажигание