Рис.1. Мгновенная коррекция углов опережения зажигания в переходных режимах
при переключении передачи со второй на третью полноприводного спортивного автомобиля.
Ваз 21213, двигатель 1900 куб. см. Степень сжатия 9,8. Пробег 20000 км.
“Михайловское" зажигание- гениальность или шарлатанство?
Журнал "За Рулем", напечатал заметку, «ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПРИСПОСОБЛЕНЕЦ» Михаила Колодочкина, журнал "За Рулем", №2, 2001 год. До этого информация об этом была в «POWER & SAIL BOATS» 2 (168) 1999 г. (журнал КАТЕРА И ЯХТЫ) http://www.katera.ru/168/page3.htm ,а также недавно появился сайт http://www.michailov.amh.ru/.Также появлялась информация в конференциях и в интернете на отдельных страницах. Так Рекунов Вадим давая информацию под названием «"Михайловское зажигание" или АСУД», писал «Принцип действия до гениальности прост, и граничит с шарлатанством» А мое мнение - принцип действия прост, а остальное - чистое шарлатанство.
Информация о «Михайловском» зажигании изобилует пафосом. Цитируем:
«Михайловское» зажигание – АДАПТИВНОЕ.»
«Изобрести велосипед все-таки удалось»
«Видимо, не зная традиционных способов конструирования ДВС, я решил (ГЛЕБ МИХАЙЛОВ) использовать свой опыт по разработке систем, управляющих движущимися объектами. Такие системы используются в космических кораблях, пушках на мчащихся танках или следящих за пролетающими целями роботах, выполняющих сложные операции»
Но в тоже время, некоторые моменты вызывают удивление и настораживают.
1) Из инструкции по установке. «16.Прогреть двигатель до рабочей температуры и выставить угол опережения зажиганием по признаку появления детонации на прямой передаче при скорости автомобиля 55-60 км/час или резкими перегазовками» И это после пунктов 3 и 13.
«3.Выставить двигатель в верхнюю мертвую точку (ВМТ) для 1 или 4 цилиндров с упреждением 8-10 градусов.
13.Включить зажигание и поворачивать датчик ПО ЧАСОВОЙ СТРЕЛКЕ до момента перехода показаний вольтметра из "0" в "10 Вольт"»
Создается впечатление, что она не адаптивная и на детонацию не реагирует, и поэтому вы сами должны, полагаясь на свой слух, подстроить зажигание по признакам детонации. А что, если вы зальете другого качества бензин, снова повторять регулировки? Сама инструкция в точности повторяет инструкцию по регулировке примитивного зажигания. Сравним параметры; диапазон управления углом опережения зажигания град по КВ. от -15 до +40 и характеристики контроллера «Электроника МC2713» -диапазон управления углом опережения зажигания, град .
-20...+70. Причем контроллер зажигания «Электроника МC2713» не адаптивный и работает по жесткой логике, выбирая угол из 32 заложенных характеристик, а сама разработка (http://dimka955.chat.ru/) старше 1988 года.
2) Из описания принципа работы. « Если замерить ускорение каждого поршня при его движении от нижней мертвой точки до верхней мертвой точки в момент всасывания бензиново-воздушной смеси (карбюратор) или испарения порции топлива при впрыске форсункой и одновременно измерить изменение ускорения КВ (коленчатый вал) при воздействии возмущающих факторов (влияние нагрузки на КВ) в любой момент времени, и подать эти сигналы как сигнал рассогласования в систему обратной связи, то удается замкнуть систему по конечному параметру — коленчатому валу с учетом мгновенного состава бензиново-воздушной смеси в каждой камере сгорания»
Или « Частота вращения коленчатого вала падает до 286 об/мин, а угол опережения зажигания увеличивается до 32.1 угловых градусов. Данный ДВС -карбюраторный, и после резкого переобеднения в первый момент топливовоздушной смеси при резком открытии воздушной заслонки, вступает в работу ускорительный насос, и смесь становится обогащенной. Этот момент приходится на рабочий ход третьего цилиндра в четвёртом цикле, и угол опережения зажигания уменьшается до 12.2 угловых градусов»
Получается, что Михайлову удалось по данным одного датчика скорости и ускорению, производной от этой скорости, вычислить более пяти параметров. А если учесть, что эти процессы совпадают по фазе то, как их можно различить, если рабочий цикл в одном цилиндре совпадает с всасыванием в другом, да еще первый производит воздействие на несколько порядков большее. А если и удается различить, то какая точность достижима при таком разбросе в диапазоне измерения. При этом воздействуют в тот же момент другие, не менее мощные, факторы, например « при езде по грунту в спортивном режиме». Да, что-то тут попахивает шарлатанством.
Поделившись выше сказанным с некоторыми людьми, имеющими отношение к ДВС, АСУД и т.д. получил такие результаты:
Настораживающие моменты (см. выше) не настораживали, в то же время большое впечатление производили следующие фразы:
«зажигание – АДАПТИВНОЕ»,
«Адаптивная система зажигания за три рабочих цикла скорректировала переходный процесс»,
«Такие системы используются в космических кораблях и на мчащихся танках»,
«удается замкнуть систему по конечному параметру»,
«система успешно прошла сертификацию и уже производится»,
«кандидат технических наук, автор 70 изобретений», и тд.
Получается, что это все эмоции и все за, и против ничего не значат. Вот если бы свое слово сказала математика, которая лишена всяких эмоций. Но Михайлов по некоторым причинам (коммерческим, наверное) не раскрывает свою гениальную формулу, по которой работает его программа и из которой, имея всего на всего одну исходную переменную, удается вычислить множество других переменных, не связанных между собой, между прочим, и наконец благодаря этому управлять ДВС. Или тоже самое, но другими словами « изобрести велосипед все-таки удалось».
Единственный способ выяснить, с чем мы имеем дело, с гениальностью или шарлатанством, это попытаться получить формулу, которая опишет работу Михайловского зажигания и по ее сложности определится.
И так что мы имеем см. Рис.1.
На графике имеются данные - время такта, характерезуещее скорость вращения, и угол ОЗ. (опережение зажигания). Скорость вращения и есть тот единственный параметр, который используется в данной системе и является достаточным для ее анализа. Обратим внимание на то что время такта, характерезуещее скорость вращения КВ., определить с графика не удастся точнее, чем в среднем за такт. В Михайловском зажигании используется «датчик системы совмещенного типа обеспечивает точность слежения за поворотом распредвала двигателя не хуже 3 угловых минут». Это означает, что аппроксимируемая функция ОЗ, которую попытаемся вывести, будет оперировать данными как минимум на два порядка менее точными чем исследуемая. Но не откажемся, из-за этого, от попытки аппроксимации, возможно, что такая точность и не к чему, если окажется, что аппроксимируемая функция и без таких точных исходных данных окажется достаточно точной.
В качестве инструмента анализа, для простоты и наглядности, выберем программу Microsoft Excel.
Введем исходные данные: время такта, угол ОЗ. Угол ОЗ. и есть та функция, которую нужно аппроксимировать. Рассчитаем производную, от скорости вращения, ускорение. И что бы было с чем сравнивать функцию ОЗ., рассчитаем свою функцию «ОЗ. approximate», исходя, для начала, всего из двух параметров. В качестве первого переменного параметра используем время такта мс. И в качестве второго параметра используем константу 2.3 мс, которая характеризует скорость горения для данного типа двигателя. Рассчитывать функцию «ОЗ. approximate» будем по формуле
«ОЗ. approximate» = 180/ «время такта»* «константу 2.3».
Заметим,что такую функцию должен обеспечивать центробежный регулятор.
Следующая страница
таблицы и графики
Путеводитель по теме "зажигание".
Домой
|